МЫ РИСУЕМ!
(рисование для незрячих детей)

| На Главную|


У меня появилось непреодолимое желание поделиться со всеми своими наблюдениями и знаниями о том, как могут рисовать незрячие дети. Я много читала статей, которые были написаны взрослыми людьми о том, какие техники рисования применяют незрячие люди. Вот эти статьи

Как рисует незрячий художник?
Незрячие художники - вымысел или факт?

Однако, несмотря на то, что все они, безусловно, интересны, применить на практике методики, описанные в них мне их не удавалось и казалось, что для незрячего ребёнка 2-7 лет они мало подходят. Воспитав до семилетнего возраста своего ребёнка, прочитав книжки и статьи зарубежных педагогов, поднакопив опыт, вот что предлагаю я.

1.Рисуем руками- получаем удовольствие!
Краски можно дать незрячему ребёнку в любом возрасте, подойдут пальчиковые краски, рисовать которыми ребёнок будет и пальчиками, и всей ладошкой. Кисточку, как атрибут рисования, мы не используем до сих пор- я считаю, что для незрячего ребёнка, она излишне, так как является дополнительным предметом, который отдаляет рук от листа бумаги и ребёнок не получает никакой «отдачи» от процесса рисования. Макая пальчики непосредственно в краску и рисуя потом на листе бумаги, незрячий ребёнок получает массу ощущений, связанных с текстурой краски: краску можно нагреть (например, жёлтая будет тёплая, а синяя холодной), в краску можно добавить крупу – например, манку и тогда краска станет совсем иной на ощупь. Рисовать пальчиками можно после прочтения книги, предложив ребёнку нарисовать или сценку, или своё настроение - всё что угодно. Рисунки получаются очень необычными и красивыми, а если их вставить в рамку, то родители получат незабываемые воспоминания от созерцания, а ребёнок от процесса рисования.

Закат
Сугробы и снег
Облака и волшебный дождь


Такие рисунки могут стать основой для аппликаций…





2.Рисуем в контуре (раскраски для незрячих детей)
Для детей постарше (от 4 лет) процесс рисования можно сделать более осмысленным, а именно закрашивать определённые геометрические фигуры, зверей, предметы. Можно взять картон и вырезать круг-сделать трафарет и попросить ребёнка закрасить этот круг- совершая круговые движения и чувствуя окончания трафарета, ребёнок усваивает что представляет из себя круг или другая геометрическая фигура.
Начинать надо с самых простых изображений, например, нарисовать и закрасить светофор.Берёте гель/клей с блёстками, рисуете три круга, гель высыхает - получается изображение светофора, контуры которого незрячий ребёнок может прощупать, затем контуры каждого круга ребёнок зарисовывает красками определённого цвета или пальчиками, или карандашом, стараясь не выходить за контур рисунка. И при рисовании пальцами, и при рисовании карандашом главная задача научить ребёнка действовать скоординировано двумя руками: правая рука рисует, левая контролирует. При рисовании карандашом мы приучаем ребёнка правильно держать карандаш, удерживать его в руке, подготавливаем к орудийным действиям с грифелем. Также можно переделать и популярные среди детей раскраски, сделать процесс разукрашивания совместным и интересным занятием, как для зрячего, так и для слепого ребёнка. Только помните, что раскраски надо выбирать простые, чтобы животные и предметы в них были максимально похожи на настоящих, никаких стилизаций и поменьше деталей! Мне нравятся такие раскраски…



Недавно появились раскраски, очень подходящие для незрячих детей и для детей с ослабленным зрением - это
БАРХАТНАЯ РАСКРАСКА
Хороши они тем, что контуры уже нарисованы- точнее сделаны черной бархатной бумагой, которая хорошо воспринимается на ощупь, а так как чёрные контуры предметов сделаны на белом фоне, то, благодаря высокому контрасту, такие раскраски хорошо воспринимаются детьми с плохим зрением.


3.Рисование на специальных приборах.
Существует несколько приборов, которые облегчают незрячему человеку процесс рисования с помощью карандаша или ручки, когда можно потрогать то, что ты нарисовал. В нашей стране это прибор Прибор для рельефного рисования "Школьник". Купить его можно в специализированных магазинах ТОВАРЫ ДЛЯ НАС . Основание прибора покрыто листом резины. На эту резину накладывается лист специальной пленки, который крепится к ней (резине) металлической рамкой. Для прочности крепленая рамка снабжена еще дополнительными зажимами. Прибор «Школьник» комплектуется шариковой ручкой и листами пленки. Ребёнок берёт карандаш или ручку и рисует, потом вынимает плёнку, переворачивает и ощупывает изображение. Мы рисовали на такой плёнке, но мне она не очень понравилась, так как необходим опредёленный нажим, чтобы плёнка не рвалась, она часто съезжает и всё таки плёнка это не бумага….


За рубежом распространены такие приборы...



принцип работы тот же, но они надёжнее и удобнее.

Мне показалась удобной и очень практичной последняя из указанных «досок» Raised-Line Drawing Board. Конструкция доски элементарна и как всё гениальное - проста! Итак, берем рамку для фотографий формата А4, обращаем внимание на багет (края должны быть плоскими), вынимаем стекло (оно нам не понадобится), вынимаем картонку. Берём сетку от комаров и мух, берём клей «Момент (прозрачный)», намазываем тонким слоем картон и аккуратно, не растягивая, накладываем сетку и осторожно приклеиваем. Ждём пока сетка высохнет, как высохнет - вставляем картонку непосредственно в рамку и закрепляем- всё доска для рисования готова! Теперь на сетку можно положить лист бумаги (края рамки не дадут листу выпасть) и рисуем ручкой или карандашом, немного надавливая, переворачиваем лист и трогаем- благодаря сетке изображение получилось выпуклым. Желаю всем успехов, радости и удовольствия от времени проведённого вместе с вашим малышом!


ЛИТЕРАТУРА:
КНИГИ СПИСОК

  • Сайт незрячей художницы. Методики рисования
  • Fingertip Reading

  • Занятия изобразительным творчеством в начльной школе для слабовидящих. /Методические рекомендации к урокам изобразительного искусства/. - Потёмкина А.В.

  • Методика обучения изобразительной деятельности и Тифлографика.- Потёмкина А.В.

  • Рисование по представлению – Сторчилова.

  • Валленберг

  • Восприятие графических изображений - Петров.

  • Графические средства наглядности - Ермаков.

  • Конспекты занятий